Бронзовые украшения

УКРАШЕНИЯ КОБАНСКОЙ ЭПОХИ  

Из материалов раскопок 1973-1974 гг. в сс. Чегем  I (курганы №№ 34; 39), Чегем II (курганы №№35; 37; 39; 48), Кишпек (курган №6) Чегемского района Кабардино-Балкарии.

Кобанская культура зародилась на исторической территории Кавказской металлургической провинции. Главными центрами её формирования стали Центральный Кавказ и отдельные районы Закавказья.  Её носители владели высоким уровнем металлургии и металлообработки, что объясняет качество и культурную ценность многих артефактов.
В ходе раскопок поселений, могильников и кладов, относящихся к кобанской археологической культуре, исследователями обнаружено значительное количество бронзовых украшений и декорированных деталей одежды, оружия, конской упряжи и предметов обихода.
Большая часть таких изделий относится к классическому (XI-X  – VII вв. до н.э.) и позднему (VII – IV вв. до н.э. ) периодам кобанской археологической культуры.
Древние кобанские мастера достигли высокого искусства в изготовлении украшений и различных аксессуаров одежды, предметов быта, а также предметов, которые использовались при отправлении религиозных культов.
Основным сырьем для них служила бронза – сплав, на 90% состоявший из меди и на 10% — из олова (в ранний период – мышьяка, сурьмы  или свинца).
Бронзовые предметы изготавливались, главным образом, посредством литья. В процессе широко использовались каменные и глиняные формы. Мелкие предметы (украшения, детали одежды и конской упряжи) отливались по восковым моделям в одночастных или разъёмных двустворчатых формах. Особое значение имела техника литья с «потерянной формой». Используя её, мастера сначала лепили модель будущего бронзового предмета из воска. Затем она со всех сторон плотно обмазывалась глиной, в которой делали отверстия. Форма прогревалась, и после того, как из неё вытекал воск, внутрь вливали расплавленный металл, который занимал место восковой модели, повторяя все её детали. В заключении процесса форму разбивали, а отлитое изделие, подвергали дальнейшей обработке – удалению заусениц, шлифовке, дополнительной проковке и т.д.
Иногда орнамент наносился  на саму восковую модель, но такой метод  был не единственным способом декорирования изделий. Широкое распространение у племен кобанской археологической культуры получила гравировка уже отлитых изделий, а позднее и инкрустирование вставками из кости или камня.
Таким образов, созданные кобанскими мастерами бронзовые предметы различного назначения представляют собой результат целого ряда производственных процессов и операций.
Бронзовые украшения из кобанских погребальных комплексов представлен лучковыми (дугообразными) фибулами, прямоугольными и бабочковидными поясные пряжки, гривны с закрученными концами, браслетами, булавками и бляхами различных типов, спиралями-накосниками, колокольчиками, удилами, псалиями, подвесками, бусами, зооморфными и антропоморфными фигурками, а также навершиями скипетров и посохов, вероятно, игравшими важную роль в магических и тотемических обрядах.
В процессе обследования позднекобанских памятников  встречаются предметы, выполненные в зверином стиле, сочетающем скифские, савроматские и автохтонные черты.
По мнению многих археологов и искусствоведов, изделия кобанских мастеров, бесспорно, имеют художественные достоинства, а часть из них является шедеврами прикладного искусства.

Подвеска бронзовая в виде соединенных между собой цилиндриков
Подвеска бронзовая круглая
Подвеска бронзовая в виде четырех кружков
Подвеска булавовидная
Подвеска булавовидная
Подвеска бронзовая круглая
Подвеска бронзовая в виде соединенных между собой цилиндриков
Подвеска в виде двух маленьких дисков
Подвеска бронзовая в виде обрывка шнура
Подвеска бронзовая круглая
Подвеска бронзовая
Подвеска бронзовая
Подвеска бронзовая

ПРЕДМЕТЫ ИЗ САРМАТСКИХ ПОГРЕБЕНИЙ

Данная группа экспонатов хронологически охватывает период I – IV вв. н.э. Наличие в представленной коллекции характерных предметов (ременных пряжек в круглой рамкой, дужковой фибулы, зооморфной и полихромной  подвесок) говорит об их принадлежности к позднесарматской археологической культуре. В указанную эпоху процессы сарматизации в большей или меньшей степени охватили всю территорию Предкавказья и привели к широкому распространению в регионе однотипных категорий инвентаря. Некоторые типичные сарматские предметы (фибулы, пряжки, образцы оружия) используются археологами для обозначения хронологических рамок и локальных особенностей тех или иных памятников. Описания предметов коллекции составлено на базе археологических материалов Нижне-Джулатского, Чегемского, Кишпекского и других могильников, исследованных отечественными учёными в 60-х — 80-х гг. XX века, а также научных трудов, посвященных данной проблематике.

Бронзовый амулет
Бронзовая пряжка
Бронзовая бляшка
Плоская бронзовая подвеска
Зеркальце бронзовое
Медальон
Подвеска бронзовая в виде оленя
Стержень
Бронзовая фибула
Колечко бронзовое
Пряжка
Фрагмент височного кольца
Накосник
Голова идола
Фигурка
Навеска
Фигурка
Фигурка
Пластина (накладка)
Бляшка
Браслет
Фигурка
Фигурка
Колокольчик
Зеркальце
Зеркальце
Зеркальце
Фибула
Браслет
Браслет
Браслет
Булавка
Медальон
Булавка (стержень)
Булавка
Колокольчик
Фибула
Гривна (фрагмент)
Браслет
Бляха
Бляха
Деталь ременной пряжки