УКРАШЕНИЯ КОБАНСКОЙ ЭПОХИ
Из материалов раскопок 1973-1974 гг. в сс. Чегем I (курганы №№ 34; 39), Чегем II (курганы №№35; 37; 39; 48), Кишпек (курган №6) Чегемского района Кабардино-Балкарии.
Кобанская культура зародилась на исторической территории Кавказской металлургической провинции. Главными центрами её формирования стали Центральный Кавказ и отдельные районы Закавказья. Её носители владели высоким уровнем металлургии и металлообработки, что объясняет качество и культурную ценность многих артефактов.
В ходе раскопок поселений, могильников и кладов, относящихся к кобанской археологической культуре, исследователями обнаружено значительное количество бронзовых украшений и декорированных деталей одежды, оружия, конской упряжи и предметов обихода.
Большая часть таких изделий относится к классическому (XI-X – VII вв. до н.э.) и позднему (VII – IV вв. до н.э. ) периодам кобанской археологической культуры.
Древние кобанские мастера достигли высокого искусства в изготовлении украшений и различных аксессуаров одежды, предметов быта, а также предметов, которые использовались при отправлении религиозных культов.
Основным сырьем для них служила бронза – сплав, на 90% состоявший из меди и на 10% — из олова (в ранний период – мышьяка, сурьмы или свинца).
Бронзовые предметы изготавливались, главным образом, посредством литья. В процессе широко использовались каменные и глиняные формы. Мелкие предметы (украшения, детали одежды и конской упряжи) отливались по восковым моделям в одночастных или разъёмных двустворчатых формах. Особое значение имела техника литья с «потерянной формой». Используя её, мастера сначала лепили модель будущего бронзового предмета из воска. Затем она со всех сторон плотно обмазывалась глиной, в которой делали отверстия. Форма прогревалась, и после того, как из неё вытекал воск, внутрь вливали расплавленный металл, который занимал место восковой модели, повторяя все её детали. В заключении процесса форму разбивали, а отлитое изделие, подвергали дальнейшей обработке – удалению заусениц, шлифовке, дополнительной проковке и т.д.
Иногда орнамент наносился на саму восковую модель, но такой метод был не единственным способом декорирования изделий. Широкое распространение у племен кобанской археологической культуры получила гравировка уже отлитых изделий, а позднее и инкрустирование вставками из кости или камня.
Таким образов, созданные кобанскими мастерами бронзовые предметы различного назначения представляют собой результат целого ряда производственных процессов и операций.
Бронзовые украшения из кобанских погребальных комплексов представлен лучковыми (дугообразными) фибулами, прямоугольными и бабочковидными поясные пряжки, гривны с закрученными концами, браслетами, булавками и бляхами различных типов, спиралями-накосниками, колокольчиками, удилами, псалиями, подвесками, бусами, зооморфными и антропоморфными фигурками, а также навершиями скипетров и посохов, вероятно, игравшими важную роль в магических и тотемических обрядах.
В процессе обследования позднекобанских памятников встречаются предметы, выполненные в зверином стиле, сочетающем скифские, савроматские и автохтонные черты.
По мнению многих археологов и искусствоведов, изделия кобанских мастеров, бесспорно, имеют художественные достоинства, а часть из них является шедеврами прикладного искусства.