УКРАШЕНИЯ КОБАНСКОЙ ЭПОХИ
Из материалов раскопок 1973-1974 гг. в сс. Чегем I (курганы №№ 34; 39), Чегем II (курганы №№35; 37; 39; 48), Кишпек (курган №6) Чегемского района Кабардино-Балкарии.
Кобанская культура зародилась на территории Кавказской металлургической провинции. Главными центрами её формирования стали Центральный Кавказ и отдельные районы Закавказья. Её носители владели высоким уровнем металлургии и металлообработки, что объясняет качество и культурную ценность многих артефактов.
В ходе раскопок поселений, могильников и кладов, относящихся к кобанской археологической культуре, исследователями обнаружено значительное количество бронзовых украшений и декорированных деталей одежды, оружия, конской упряжи, предметов обихода и религиозных культов.
Большая часть таких изделий относится к классическому (XI-X – VII вв. до н.э.) и позднему (VII – IV вв. до н.э. ) периодам кобанской археологической культуры.
Древние кобанские мастера в своем ремесле достигли высокого искусства.
Основным сырьем служила бронза – сплав, на 90% состоявший из меди и на 10% — из олова (в ранний период – мышьяка, сурьмы или свинца).
Бронзовые предметы изготавливались, главным образом, посредством литья. В процессе широко использовались каменные и глиняные формы. Мелкие предметы (украшения, детали одежды и конской упряжи) отливались по восковым моделям в одночастных или разъёмных двустворчатых формах. Особое значение имела техника литья с «потерянной формой». Используя её, мастера сначала лепили модель будущего бронзового предмета из воска. Затем она со всех сторон плотно обмазывалась глиной, в которой делали отверстия. Форма прогревалась, и после того, как из неё вытекал воск, внутрь вливали расплавленный металл, который занимал место восковой модели, повторяя все её детали. В заключении процесса форму разбивали, а отлитое изделие подвергали дальнейшей обработке – удалению заусенцев, шлифовке, дополнительной проковке и т. д.
Иногда орнамент наносился на саму восковую модель. Широкое распространение у племен кобанской археологической культуры получила гравировка уже отлитых изделий, а позднее их инкрустирование вставками из кости или камня.
Таким образом, созданные кобанскими мастерами бронзовые предметы различного назначения представляют собой результат целого ряда производственных операций.
Бронзовые украшения из кобанских погребальных комплексов представлены лучковыми (дугообразными) фибулами, прямоугольными и бабочковидными поясными пряжками, гривнами с закрученными концами, браслетами, булавками и бляхами различных типов, спиралями-накосниками, колокольчиками, удилами, псалиями, подвесками, бусами, зооморфными и антропоморфными фигурками, а также навершиями скипетров и посохов, вероятно, игравшими важную роль в магических и тотемических обрядах.
В процессе обследования позднекобанских памятников встречаются предметы, выполненные в зверином стиле, сочетающем скифские, савроматские и автохтонные черты.
По мнению многих археологов и искусствоведов, изделия кобанских мастеров, бесспорно, имеют художественные достоинства, а часть из них является шедеврами прикладного искусства.