Памятники
Нальчикская подкурганная гробница (III тыс. до н.э.)
Гробница обнаружена в ходе строительных работ на юго-западной окраине г. Нальчика (микрорайон Горный) в 1966 году, в 17-20 м к юго-юго-западу от предполагаемого центра полуразрушенного кургана. Начало её исследованию было положено археологом И.М. Чеченовым. В гробнице, представлявшей собой вырытую в земле прямоугольную яму, обложенную изнутри каменными плитами, ученый обнаружил останки двух погребенных, а также разнообразные предметы древнего быта и культа. Стенки гробницы, галечный пол и сами останки были обильно окрашены красной краской (охрой). Первые результаты исследований данного памятника были опубликованы в 1970 году (1).
«В 1966 г. курган начали сносить для постройки Дворца культуры. При этом к юго-западу от его предполагаемого центра экскаватором было выворочено не менее десятка крупных обломков туфовых плит. Здесь же нашли верхнюю часть массивной антропоморфной стелы, большой котел из кованой листовой меди и обломки крупного красноглиняного сосуда. Все предметы были окрашены ярко-красной краской. Полностью курган исследован в 1968—1969 гг» (2).
Гробница ориентирована с северо-востока на юго-запад. Длина камеры равна 313 см, ширина — 234 см, высота—105—110 см. Стены гробницы, а также её перекрытие были устроены из 24, плотно подогнанных друг к другу антропоморфных стел (с характерными и для поздних надгробных памятников округлыми выступами в верхней головной части). Щели между плитами (стелами) гробницы были тщательно заложены мелким галечником. По мнению И. М. Чеченова это делалось для защиты погребальной камеры от «злых духов». Стелы, служившие плитами для перекрытия погребальной камеры, переломились в двух-трех местах (по середине и у опирающихся на стены концов) и частично свалились в погребальную камеру. 8 стел была вывезена ещё в ходе строительных работ и утеряна. Дальнейшее исследование объекта происходило в 1968-1969 гг.
Сопоставив материал найденный непосредственно внутри Нальчикской подкурганной гробницы (обломки крупных красноглиняных сосудов с пачкающейся поверхностью, биконические золотые бусины, кинжальчики, металлический котел, изготовленный из меди с примесью мышьяка, присутствие большого количества красной охры и др.), с предметами из майкопских памятников Прикубанья и Причерноморья, советские ученые пришли к выводу об их хронологической и культурной близости.
Стелы из гробницы
Все стелы, представленные в данном разделе виртуального музея, изготовлены из светло-серого вулканического туфа, имеющего розоватый оттенок. На многих из них сохранился примитивный орнамент в виде параллельно расположенных либо диагонально пересекающихся желобковых линий, треугольников и углов.
То обстоятельство, что стелы, изначально служившие надгробиями (т. е. наземными объектами), были использованы в качестве облицовки стен погребальной камеры (т.е. подземного объекта), указывает на их принадлежность к более древней, по сравнению с данным погребением, эпохе.
«Своеобразие форм, существенные различия в размерах, характер обработки поверхности и другие особенности плит гробницы…не оставляют никаких сомнений в том, что первоначально все они представляли собой монументальные стелы. Очевидно, эти стелы, изготовленные совершенно для иных целей, еще задолго до постройки гробницы стояли в вертикальном положении, высоко возвышаясь над землей» (3).
Говоря о найденных в погребении стелах, И.М. Чеченов пишет: «Все эти мегалитические изваяния были изготовлены первоначально для одних и тех же целей, относятся к единому кругу памятников одного и того же периода и оставлены одной и той же этнической группой (4).
К настоящему времени твердо установлено, что такие памятники относятся не к «киммерийскому периоду» (IX – VII вв. до н. э.) (5), как это считали некоторые исследователи, а к энеолиту и ранней бронзе (IV – сер. III тыс. до н.э.). Отдельные элементы, в частности использование при строительстве гробницы мегалитов и окрашивание внутренней её части красной краской, говорит о значительном влиянии ямников и кеми-обинцев. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что все стелы найдены в одном месте. Вполне вероятно, что до вторичного использования они стояли так же на одном определенном участке, например, на территории, известного грунтового могильника эпохи энеолита, расположенного всего в 1 км от Нальчикской подкурганной гробницы.
Существует и другая версия первоначального назначения стел из Нальчикской подкурганной гробницы. В соответствии с ней эти мегалиты могли быть изображениями идолов и компактно стоять на участке древнего капища. Однако, это лишь одна из рабочих гипотез, которая не подкреплена никакими конкретными данными.
Так или иначе, возить строительный материал из одного места, конечно, было гораздо удобней, чем доставлять подходящие камни из разных пунктов, далеко отстоящих друг от друга и от места использования. Строителей Нальчикской гробницы, в этом случае, видимо, не смущало то обстоятельство, что, вывозя (выкапывая) чужих идолов они рискуют навлечь на себя гнев потусторонних сил. Люди, сооружавшие Нальчикскую гробницу были носителями иной культуры и верили в силу и покровительство своих богов и духов. Известный советский археолог В. И. Марковин соглашается с выводами И. М. Чеченова о том, что в носители майкопской культуры Прикубанья испытывали сильное давление со стороны строителей дольменов Западного Кавказа и вынуждены были занимать далеко не пустующие земли дальше к востоку. “В процессе мирных контактов и военных столкновений носители древних культур всегда использовали изделия, созданные руками и друзей, и врагов. Строители Нальчикской гробницы, используя каменные стелы, взятые с еще более
древних могил, может быть, именно этим фактом очень зримо утверждали свое право сильного над поверженным и покоренным населением”, – пишет В. И. Марковин в предисловии к указанному исследованию И.М. Чеченова (6).
____________________________________
1. И.М. Чеченов. Гробница эпохи ранней бронзы в г. Нальчике. // «Советская археология», 1970, № 2, стр. 109—1124.
2. И.М. Чеченов. Нальчикская подкурганная гробница. Нальчик, 1973 г., с.6.
3. Там же, с.16.
4. Там же.
5. С. Б. Вальчак. «Киммерийский период» // Большая российская энциклопедия 2004-2017 гг. 6. И.М. Чеченов. Нальчикская подкурганная гробница. Нальчик, 1973 г., с.4.